В Клину впервые покажут миру черновики оперы Чайковского «Иоланта»

Подмосковные искусствоведы подготовили сенсационную выставку в музее-заповеднике в Клину

Научные сотрудники музея-заповедника Петра Ильича Чайковского вернут опере «Иоланта» и балету «Щелкунчик» изначальный подлинный смысл. Впервые за 130 лет со дня премьерных постановок легендарные произведения вновь воссоединятся общим автобиографическим кодом великого русского композитора. Традиционная рождественская сказка, в которую превратили «Щелкунчика», откроется истинным драматизмом. Еще одна сенсация – первый в истории музея публичный показ тетради с набросками и эскизами к опере «Иоланта» и балету «Щелкунчик».

Подмосковные искусствоведы подготовили сенсационную выставку в музее-заповеднике в Клину
ФОТО: Дмитрий Шамолин

9 декабря, в Клину открывается уникальная выставка «Иоланта» и «Щелкунчик»: неразгаданный код». Экспозиция приурочена к 130-летию со дня премьерных постановок одноактной оперы и двухактного балета.

Значимость культурного события грандиозна. Одна из целей авторов идеи – воскресить и донести до поклонников творчества Чайковского неразрывную смысловую связь «Иоланты» и «Щелкунчика», которые были искусственно нарушены и несправедливо забыты.

«Традиционно, из года в год, в преддверии новогодних праздников, в музее-заповеднике Петра Ильича Чайковского показывается «Щелкунчик», проводятся всевозможные красочные выставки, мастер-классы, экскурсии, посвященные жизни и творчеству великого композитора. При этом, ни разу мы не повторились. В этом году мы решили напомнить, что опера «Иоланта» и балет «Щелкунчик» не случайно писались композитором одновременно. В них заложен общий смысл, если хотите – некий код, который предстоит разгадать посетителям выставки. Огромное количество хореографов и постановщиков до сих пор ставят «Щелкунчика», как легкую рождественскую сказку, отбрасывая глубокий драматизм, изначально заложенный в произведение Петром Ильичом», – говорит директор музея-заповедника П. И. Чайковского Игорь Корнилов.

Композитор создал оперу и балет по заказу Дирекции императорских театров за два года. Театру нужны были пышные, новогодние, легкие музыкальные постановки. Выдающийся балетмейстер Мариус Петипа предложил Чайковскому готовый сюжет и план «Щелкунчика». Вместе с тем, заказчик поставил обязательное условие – опера и балет должны ставиться вместе, в один вечер, на одной сцене.

Уставший от иллюстрации бесконечных «музыкальных пряников» композитор выбрал для оперы сюжет драмы Хенрика Херца «Дочь короля Рене», а либретто написал его брат Модест Чайковский. В «Иоланте» слепая героиня вдруг прозревает. Волей судьбы она вынуждена покинуть свой темный, но привычный уютный мирок и оказаться в новой, красочной, видимой реальности, выжить в которой, приспособиться, найти себя может оказаться не так уж и просто. В «Щелкунчике» все наоборот: грезы девочки о сладком Конфитюренбурге, прекрасном спутнике-принце, победе добра над злом в один момент рассеиваются. Героиня оказывается в серой реальности со сломанной куклой.

Премьерный показ произведений состоялся в декабре 1892 года на сцене Мариинского театра. Завуалировать минорную философию музыки праздничными яркими декорациями оказалось невозможно. Поэтому результатами работы Петра Чайковского были восприняты, мягко говоря, неоднозначно. Со временем оперу и балет разделили. «Иоланту» начали ставить с другими оперными и балетными произведениями. «Щелкунчик» вообще зажил отдельной самостоятельной жизнью, как легкая детская новогодняя сказка.

«Мне очень давно хотелось сделать что-то, почеркнув именно такую общую смысловую часть этих двух произведений. И я рада, что сейчас это удалось», – говорит кандидат искусствоведения, заведующая отделом рукописных и печатных источников музея-заповедника П. И. Чайковского Ада Айнбиндер.

Для поиска и распознания «неразгаданного кода» посетителям выставки предложат пройти лабиринтом. Два входа. Избрав первый, человек попадет в историю «Иоланты», второй поведет дорогой создания «Щелкунчика».

«Посетитель сможет выбрать, каким путем в лабиринте ему идти. Он может пойти путем «Иоланты», может пойти путем «Щелкунчика», но любая дорога приведет к изначальному авторскому замыслу. Это будут подлинные истории, так как в каждом произведении Чайковский глубоко автобиографичен», – интригует Ада Айнбиндер.

Дизайнеры выставки создали собирательный образ тех мест, в которых композитор писал свои произведения. Учитывая сжатые сроки, Петр Ильич одновременно работал над обоими сочинениями и в Париже, и в Руане, и в Майданово, а также на пароходе посреди Атлантического океана на пути в Америку. Гости выставки побывают в своеобразной каюте и даже насладятся ночным звездным небом, из которого композитор черпал творческое вдохновение.

Не менее потрясающей сенсацией выставки станут уникальные раритеты, впервые выставленные на всеобщее обозрение из музейных фондов. Посетители ознакомятся с эскизом дуэта Иоланты и Водемона. Он был написан карандашом, поэтому долгие годы раритет бережно хранился в закрытом помещении архива при строжайшем соблюдении температурного режима, влажности воздуха и даже атмосферного давления. Все эти условия удалось создать в выставочном зале, что и сделало возможным экспозицию бесценной нотной тетради.

Еще несколько раритетов впервые покинут стены Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства. В Клин привезут один из двух сохранившихся театральных костюмов с премьеры «Щелкунчика» – мундир солдатика и эскизы первых декораций и костюмов обеих постановок.

Выставка продлится до 1 марта 2023 года. Времени посетить экспозицию, поразмыслить и попытаться найти свой собственный «нераскрытый код» вполне достаточно.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру